Рекомендуем родителям ознакомиться:
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.,.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.,.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой
гимнастикой?
1.
Выполнение упражнений и ритмических
движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в
речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной
деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность ребёнка.
3.
Малыш учится концентрировать своё
внимание и правильно его распределять.
4.
Если ребёнок будет выполнять
упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то
его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за
выполняемыми движениями.
5.
Развивается память ребёнка, так как
он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
У малыша
развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он
сможет «рассказывать руками» целые истории
1.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и
гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все
упражнения разделены на три группы.
I группа.
Упражнения для кистей рук :
—развивают
подражательную способность, достаточно просты и не требуют
тонких дифференцированных движений;
тонких дифференцированных движений;
—учат
напрягать и расслаблять мышцы;
—развивают
умение сохранять положение пальцев некоторое время;
—учат
переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев
условно статические :
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
требуют более точных движений.
Ill группа. Упражнения для пальцев динамические :
—развивают точную
координацию движений;
—учат сгибать и
разгибать пальцы рук;
—учат
противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи
или какими-либо
её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти
упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с
трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься
пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия
будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с
ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1) поглаживать и
растирать ладошки вверх—вниз;
2) разминать и растирать
каждый палец вдоль, затем — поперёк;
3) растирать пальчики
спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в
пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете
другие энергичные
движения, сопровождая их ритмичными строчками.
При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:
—катать между
ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
—рвать бумагу,
отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
—перекладывать из
одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки,
пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы
(упражнения I группы).
После освоения упражнений I группы приступайте к
выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения
ребёнок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и
старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I
группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь
ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
Сначала все упражнения выполняются
правильно воспроизводил и удерживал
положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите
малышу или научите его помогать себе второй рукой.
1.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не
предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Когда все упражнения
будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
1. Запоминать
и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная
с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4
раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на
счёт «раз-два».
Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.
2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие
истории. Сначала Вы сами придумываете
рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном
чудесном месте протекала речка {изображаем «речку»), В ней жила маленькая рыбка {изображаем
«рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход {упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась
и уплыла. А на берегу реки {«река»),
росло дерево {упражнение «дерево») и т. д.
Желаем
успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий